Я юристом стать хочу, пусть меня научат!

Проект «50 ПЛЮС» в течение многих лет сотрудничает со специалистами Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. Они многократно помогали нам в проведении юридических консультаций для людей зрелого и старшего возраста.

Накануне нового учебного года нам представилась счастливая возможность поговорить с директором Института повышения квалификации МГЮА Докучаевой Татьяной Васильевной

Татьяна Васильевна, ваше учебное заведение невероятно интересно нашей аудитории по нескольким причинам. Во-первых, МГЮА – институт-долгожитель, его выпускники трудятся на всей территории Советского Союза, это учебное заведение было очень популярно в годы нашей молодости, и поэтому интересно, как оно живёт в настоящее время? Во-вторых, в МГЮА несколько лет назад появилось новое структурное подразделение – институт повышения квалификации, что тоже интересно нашей аудитории.
— Наш университет в 2016 году отметил 85-летие, мы готовим специалистов в области права 88-й год. Он вырос из курсов, которые были организованы для рабочих и крестьян, потом приобрёл статус Всесоюзного юридического заочного института, затем – академии, имел филиалы и представительства по всей стране. На сегодняшний момент это Московский государственный юридический университет имени Кутафина, а чтобы не забывали, откуда он вырос, мы в скобках сохранили аббревиатуру МГЮА.
Что касается института повышения квалификации, это структурное подразделением университета, которое реализует обучение по дополнительным профессиональным программам. Как предусматривает закон об образовании, дополнительные профессиональные программы у нас развиваются в трёх направлениях: профессиональная переподготовка – программа с большим количеством часов — человек, не имея образования по этому направлению, например, археолог или философ, может в рамках переподготовки получить знания в сфере юриспруденции.
Второе направление дополнительно образования – повышение квалификации. Как правило, это краткосрочные программы по актуальным направлениям. Третье направление – ещё более короткие формы общения, семинарские занятия. По этим трём направлениям наша деятельность и развивается.
Что касается точки отсчёта, в рамках МГЮА в 2004 году был набран первый курс слушателей для переподготовки, и тогда ещё первый проректор нашей академии Виктор Владимирович Блажеев (сегодня он ректор), попросил меня прочитать блок лекций по гражданскому процессу. Так, практически с самого основания, уже 13 лет, я работаю здесь в качестве лектора.
Почему именно в тот момент появилась потребность в организации такого цикла лекций?
— Это связано прежде всего с тем, что у нас в стране постоянно меняется законодательство. Юристы, окончившие вуз, вступив в профессиональную деятельность, сталкиваются с тем, что то, что они изучали в университетах, институтах, уже законодательно изменено. Более того, не только изменено, но дана определённая, своеобразная трактовка в высшем правоприменителе. Трактовка правоприменения, её анализ профессионалами – преподавателями нашего вуза всегда были очень значимыми, появилась необходимость «разжевать» изменения в сложившейся практике. В нашей стране идёт перманентное изменение законодательства, цивилистического законодательства (гражданского права – Ред.). А так как оно преобладает по потребностям, больше всего необходимость в его знании. Курсы как раз помогают освоить то или иное направление. Специалистам необходимо разобраться в сложных хитросплетениях законодательства. У нас преподают действующие судьи, судьи в отставке – кто как не они лучше растолкуют материал? Более того, мы можем сказать, что к 2014 году произошли солидные изменения и в процессуальном законодательстве. Актуальность этих программ и курсов не уменьшается, а только растёт. И, думаю, их востребованность не закончится никогда.

Много ли среди ваших студентов людей зрелого возраста, «50+», как они общаются с молодёжью? Насколько органично они себя чувствуют в вашем университете?
— Я могу сказать одно: лица этой категории, этого возраста очень ответственные. Как правило, они приходят осознанно получать знания. Я даже приведу такой пример, немного курьёзный. Много студентов с первым высшим образованием – военным, они же рано уходят на пенсию и им надо перепрофилироваться, они так ответственно воспринимают материал, во время лекций у них на столах ручки разных цветов. И я понимаю, что это школа, в военных училищах было принято: красным выделять важное, особенное зелёным и так далее. Это даже дисциплинирует самого лектора, преподавателя. Такие студенты задают много вопросов, причём жизненных. Они уже столкнулись с какими-то проблемами и пришли в университет разобраться, чтобы помочь если не себе, то друзьям. Что касается вопроса про «отцов и детей», такой проблемы не чувствуется, статус студента уравнивает все возрасты, студент – есть студент. И даже если человек разменял пятый десяток, но у него есть возможность списать, он и спишет, и подсмотрит. Студенчество – не имеет возраста.

А в институте повышения квалификации у вас много людей зрелого возраста учится?
Да. Он отличается тем, что здесь представлена хорошая прослойка взрослых людей и практически нет недавно закончивших вуз. Это всегда за 30, за 40, за 50. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что возрастные слушатели приходят за тем, чтобы получить новую систему знаний. Потому что в советской юриспруденции был определённый подход, кто-то закончив вуз, не работал по специальности, а теперь захотел войти в профессию. У нас как раз такие курсы, которые универсально дают понимание всех отраслей современного права.

Это даёт людям возможность вернуться в профессию?
— Я даже более скажу: у нас есть курсы даже для людей, не имеющих юридического образования, например курс «От азов к мастерству». Что предполагает эта большая, рассчитанная на 4-5 месяцев программа? Причём занятия проходят очень плотно, два дня по будням и в субботу полный день – четыре пары, по 16 часов в неделю – это очень много. Эти курсы, программы позволяют иметь представление по самым злободневным юридическим вопросам.

Большинство людей имеют представление о суде по популярным телепередачам.
— Программы, которые у нас есть на телевидении – типа «Суд идёт», «Там за поворотом» — я считаю очень зловредными! Они не популяризируют право, это не правовой ликбез. Они часто построены с нарушением и непониманием законодательства, в том числе процессуального. И у граждан создаётся мнение, что они посмотрели и всё знают, приходят в суд и спрашивают: где молоток? А его вообще-то нет.

На телевидении суд – это шоу?
— Шоу! И это шоу не помогает в реальной жизни, для решения злободневных проблем. Оно не рассказывает, как решать вопросы. Типичный пример: человек взял кредитный договор, а вместе с ним договор залога. Случился кризис в семье, и выплаты не производятся. Банк предъявляет иск о взыскании задолженности, огромных процентов, иных обеспечений обязательств… Человек должен грамотно по этой категории дел понимать, что он может противопоставить? В какой момент написать заявление в суд – чтобы сказать: извините истец-банк не может увеличить сумму задолженности, а почему – мы объясним. Этого телепрограммы не дают, а у нас даётся пошаговая инструкция.

Сейчас много продают литературы по праву – брошюры, которые содержат консультации по трудовым спорам, земельным…
— Земельные споры – это высший пилотаж в юриспруденции! Это самое сложное что может быть, потому что там наслоение законодательств – градостроительного, гражданского… Думать, что, прочитав брошюру, вы разберётесь, — утопия. Нельзя скатываться к таким передачам, а необходимо дать возможность гражданам качественно защитить свои права в суде, научить, как правильно подать иск, как подать ходатайство, может быть там есть основания для подачи встречного иска. У нас не ликбез и не шоу, бывает занудно, иногда не совсем интересно, но мы даём алгоритм действий – мы «читаем закон ножками»: напиши – пойди в суд – получи отказ – разберись в его причине – напиши заново.
Мне заполнилась наша слушательница, у которой было первое консерваторское образование, она пришла на курсы, что называется, по нужде – нужно было расторгать брак и делить имущество. Отучилась у нас, а через некоторое время пришла с букетом цветов – она выиграла процесс благодаря знаниям, полученным на курсах.

Невероятно интересно, что у людей есть такая возможность – получить базовые знания по праву. А какие требования предъявляются при приёме? Надо ли сдавать вступительный экзамен?
– Требования есть, но они минимальные: в соответствии с Законом об образовании, у нас могут учиться, получать дополнительное профессиональное образование люди, имеющие высшее или средне-специальное образование. Любое. Иначе мы не можем ему выдать соответствующий документ – удостоверение установленного образца, диплом о профпереподготовке.

А учиться тяжело?
– В учёбе нет царских путей. Тяжело. Представьте себе, человек после работы приходит на занятия, занимается две пары. И в субботу весь день. На улице, может быть, весна начинается, а мы рассматриваем, чем реституция отличается от виндикации. Но кто хочет – ищет пути, кто не хочет – причину. Если ты хочешь получить юридическое познание, квазиюридическое образование, понимать алгоритм общения с адвокатом, юристом, самому защищать свои права в гражданском и общем судах – придётся потрудиться.

 

 

2018-10-31T16:18:31+00:00